Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

растрелли бартоломео

Гуманитарный словарь

РАСТРЕ́ЛЛИ Бартоломео (1667-1744) - итал. скульптор и архитектор, учился во Флоренции у Дж. Б. Фоджини и в Риме, с нач. 18 в. работал в Париже. До 50 лет ему не удалось создать ничего значительного в обл. скульптуры. Возможность реализации своего таланта Р. получил в России, куда он приехал по контракту в 1716. Он был первым скульптором в России в европ. понимании этого термина. Значение Р. для рус. иск-ва определяется не только высокими худож. достоинствами его работ, но и тем, что они утвердили жанровое многообразие в рус. пластике. Он создал первые скульпт. портреты в России (бюсты Меншикова, 1717; Петра I, 1724), первый пам. для установки на площади (Анна Иоанновна с арапчонком, 1741), с к-рого начинается история монумент. скульптуры в России, первый конный монумент (статуя Петра I, отлита в 1747), декор. парковую скульптуру. Наряду с круглой скульптурой, он создавал многочисл. рельефы и работал в разнообразных мат-лах: бронзе, свинце, воске. Р. создал также посмертную "восковую персону" Петра I (1725) и принимал участие в сооружении первого "триумфального столпа" в России, посв. победам в Северной войне и основанию Санкт-Петербурга. Для него он выполнил модель в виде колонны дорического ордера, к-рую украшали восемь цилиндрических рельефов с эпизодами войны и венчала статуя Петра I. Значит. часть творчества Р. составляет его декор. пластика для Петергофа: скульптурные группы "Тритон, раздирающий пасть морскому чудовищу" (1726), "Самсон, раздирающий пасть льву" (1735), "Нептун на колеснице" (1737), рельефы для декорирования Большого каскада. Он неоднократно обращался к архит. деят-ности: исполнил проект планировки парка в Стрельне (1716), строил по своему проекту Зимний дворец для Анны Иоанновны (1732-36), привлекался для участия в архит. конкурсах и экспертизах. Но в истории рус. иск-ва он остался крупнейшим скульптором 1-й пол. 18 в., создателем светской скульптуры в России. Имя "Карло" приписывается Р. по ошибке. Этот факт и год рождения установлены К. В. Малиновским.

Полезные сервисы

растрелли бартоломео карло

Энциклопедический словарь

Растре́лли Бартоломео Карло (Rastrelli) (1675-1744), скульптор. По происхождению итальянец. С 1716 работал в Санкт-Петербурге. Барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала («Императрица Анна Ивановна с арапчонком», 1733-41) сочетаются в произведениях Растрелли с правдивостью и убедительностью характеристики модели (портрет Петра I, 1723). Создал первый в русском искусстве конный монумент - статую Петра I (1743-44, установлена в 1800 в Санкт-Петербурге).

* * *

РАСТРЕЛЛИ Бартоломео Карло - РАСТРЕ́ЛЛИ (Rastrelli) Бартоломео Карло (1675, Флоренция - 18 (29) ноября 1744, Петербург), итальянский скульптор, выдающийся мастер барокко (см. БАРОККО), один из основоположников этого стиля в русской скульптуре.

Путь в Россию

Выходец из состоятельной дворянской семьи. Около 1700 переселился в Париж, где проявил себя как одаренный мастер монументальной пластики (надгробие маркиза де Помпон в церкви Сен-Мерри, 1703-06; разрушено в 1792, в период Французской революции). В 1716 вместе с сыном (будущим знаменитым архитектором) приехал в Петербург по приглашению петровского сподвижника Ф. Лефорта (см. ЛЕФОРТ Франц Яковлевич). Растрелли-отец должен был руководить архитектурными и скульптурными работами по украшению новой столицы, выполнять портреты «подобно живым людям», устраивать сады и фонтаны, сооружать театральные машины и декорации, делать медали и попутно обучать всему этому русских художников.

На практике же его деятельность ограничилась скульптурой. Растрелли (как позднее и его сын) заняли исключительно важное место в сфере «россики» или, иными словами, в плеяде тех иноземных художников петровского и постпетровского времени, которые принесли «большой стиль» западного барокко в страну, где последнее существовало до той поры лишь в смешанном, как бы средневеково-барочном («московском» или «нарышкинском») варианте. В этом смысле его произведения (подобно работам А. Шлютера (см. ШЛЮТЕР Андреас)) явились эталонами для развития русского искусства «века Просвещения», к тому же значительно превосходя своим художественным качеством «россику» в живописи, в целом достаточно скромную и провинциальную.

Круг произведений

Создал ряд портретных образов Петра I (см. ПЕТР I Великий): его парадно-триумфальный конный монумент (1719-43; отлит из бронзы в 1745-46 и в 1800 установлен перед Инженерным замком), большой бюст (бронза, 1723-29) и знаменитую «восковую персону». Сумел мастерски передать грозное величие личности императора, предвосхищая тем самым схожего по настроению, но более динамичного «Медного всадника (см. МЕДНЫЙ ВСАДНИК)» Э. М.Фальконе (см. ФАЛЬКОНЕ Этьен Морис) (1768-78). Среди др. его работ - бюст А. Д. Меншикова (см. МЕНШИКОВ Александр Данилович) (1723-29, известен в мраморной копии, исполненной в 1849 И. П. Витали (см. ВИТАЛИ Иван Петрович) по несохранившемуся восковому оригиналу), бюст неизвестного (возможно, автопортрет; 1732), группа «Императрица Анна Ивановна с арапчонком» (1733-41). Пышное великолепие, тонкая отделка деталей порой сочетается в этих вещах (в особенности в «Анне Ивановне») с жестким натурализмом в передаче лица: «восковая персона», т. е. слепок, с которого отливались итоговые произведения, тут как бы заявляет о себе впрямую, без лишней идеализации.

Растрелли участвовал также в 1721-23 в оформлении Большого каскада в Петергофе (см. ПЕТРОДВОРЕЦ) (маскароны, рельефы с аллегориями воинской славы, группа «Нептунова телега»), а в 1721-24 работал над моделью (неосуществленного) триумфального столпа в память побед в северной войне 1700-21.

Полезные сервисы